На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Кристина Геврек
    в Москве точно такой же беспредел! такое ощущение, что всех дворников на войну отправили.Опасный гололед в...
  • Виталий Сорокин
    Молодец Рамзан! Скоро свои же сдадут! Считайте в уме,хохлонацики!!!Кадыров пообещал ...
  • Андрей
    Да, было, помогали с газом, когда замерзали...но, "не делай добра - не получишь зла"«Родные наши!»: ж...

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которые стоит увидеть

Почти 600 000 женщин сражались во время Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии. В преддверии Дня Победы Nation News решило напомнить читателям истории нескольких легендарных летчиц, в честь которых названы улицы и возведены величественные и пронзительные памятники в российских городах.

Точная копия легендарного самолета ПО-2 появилась на площади перед международным аэропортом Краснодара "Пашковский". Тут же — памятник известной боевой летчице эпохи Великой Отечественной войны Евдокии Бершанской. Как напомнила "Российская газета", на таких самолетах летал женский 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк, который немцы стали звать "ночными ведьмами" (их зенитки были не в силах поразить юркие самолеты, которые живо ускользали). 

Самолет по чертежам собирали на протяжении нескольких месяцев. Детали изготовили вручную, лишь шасси досталось от реального ПО-2. Женский авиационный полк какое-то время располагался на Пашковском аэродроме; сейчас там возвышается современный аэропорт. Как рассказал в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" заслуженный работник Краснодарского аэропорта Сергей Кирсанов, прообразом стал боевой самолет с надписью "Мстим за боевых подруг Таню Макарову и Веру Белик!"; именно на нем летчицы летали в годы войны.

Одна из легендарных "ночных ведьм" — Марина Раскова. Девушка родилась в семье артиста оперы и учительницы гимназии, училась в консерватории, и только в 20 лет начала зарождаться ее страсть к небу. Тогда девушка сама принялась изучать книги о мастерстве штурмана, тяжелейшие науки — высшую математику, физику, радиотехнику, астрономию, метеорологию. И в 25 лет — шел 1937 год — Раскова в составе летной группы побила мировой рекорд по дальности перелета. Прошел год — и в 1938 девушка превзошла и его: совершила беспересадочный перелет на гидросамолете по маршруту Севастополь – Архангельск. В этом же году был знаменитый беспосадочный перелет Расковой из родной столицы на Дальний Восток. В конце этого полета ей пришлось экстренно покидать самолет — не хватило горючего, и катапультироваться в глухой тайге. При Расковой были только нож, револьвер да две плитки шоколада. Десять дней она шла к месту посадки экипажа по таежным лесам и болотам.

В ноябре 1938-го Расковой присвоили звание Героя Советского Союза.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

Когда началась Великая Отечественная война, по инициативе Расковой были созданы три женских авиационных полка. Все — от командира и до поваров с техниками — были женщинами.

Марина Раскова погибла в 1943 году, когда выполняла перелет из Арзамаса в Саратов. Ее самолет попал в сложные метеоусловия. Летчица похоронена на Красной площади у стен Кремля.

Памятник Расковой находится возле школы № 93 в Саратове, которая носит ее имя.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

Одна из самых отважных летчиц-испытателей ВОВ — Лидия Литвяк с позывным Белая Лилия Сталинграда. Хрупкую девушку, которая ушла из жизни в 22 года, называют самой результативной женщиной-пилотом этой страшной войны. Ведь всего за год, что Лидия участвовала в воздушных боях, она сделала 186 вылетов, одержала 12 личных побед, еще четыре — в составе группы.

Родилась Лидия Литвяк 18 августа 1921 года — во Всесоюзный день авиации. Училась в Херсонской авиационной школе ОСОАВИАХИМа СССР, после окончания которой ее направили работать в Калининский аэроклуб, где она подготовила полсотни курсантов. Когда началась война, девушка рвалась на фронт так сильно, что даже пошла на хитрость — приписала себе часы налета.

В августе 1942 года Лидия сбила под Сталинградом бомбардировщик Ju 88. Во время второго боевого вылета 13 сентября она лично сбила еще бомбардировщик. Летала она на истребителе Як-1. Как говорил в беседе с корреспондентом RT историк и писатель Дмитрий Хазанов, такой самолет — не самая удачная машина. Однако Лидия стала результативно воевать на нем очень быстро.

А прозвище Белая Лилия Сталинграда закрепилось за ней вскоре после того, как Лидия попросила нарисовать такой цветок на фюзеляже своего самолета.

Однажды в районе Сталинграда девушка сбила истребитель, летчик которого успел эвакуироваться и оказался в плену у советских захватчиков. Выяснилось, что это был немецкий барон, который, как он сам говорит, одержал почти 30 воздушных побед. Он не мог поверить в то, что его сбила хрупкая девушка. А когда Лидия стала жестами показывать ему некоторые детали боя, которые известны лишь пилотам, то и вовсе был шокирован.

22 марта 1943-го в районе Ростова-на-Дону Белая Лилия сбила очередной немецкий бомбардировщик. Затем, прикрывая своих товарищей, принялась сражаться сразу с шестью вражескими истребителями. По словам кандидата исторических наук Сергея Белова, ученого секретаря Музея Победы, самолет Лидии продержался в воздухе буквально на честном слове и лишь на одном крыле. Девушку ранили в ногу, но она все равно привела самолет на аэродром.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

В мае 1943-го Лидия ликвидировала аэростат — корректировщик действий артиллерии: другие самолеты не могли приблизиться к нему из-за плотного огня средств противовоздушной обороны. А Лидия сумела подлететь к нему против солнца, с тыла, — и сбила.

Затем в жизни девушки произошли две личные трагедии: 21 мая того года погиб ее муж — командир эскадрильи 296-го полка Алексей Соломатин. Авиакатастрофа, которая унесла его жизнь, произошла прямо на глазах у девушки. В июле Литвяк подбили вместе с ее близкой подругой Екатериной Будановой; Лидия выпрыгнула с парашютом, а Екатерина посадила самолет, но на земле умерла от полученных ран. Буданова по количеству воздушных побед уступала лишь самой Белой Лилии.

Однополчане затем вспоминали, что после этого инцидента Лилия стала все чаще говорить, что у нее появилось ощущение, что смерть скоро придет и за ней.

1 августа 1943 во время боев в районе реки Миус Литвяк совершила четыре боевых вылета, лично сбила два вражеских самолета и один — в составе группы. В ходе последнего вылета самолет Лидии был подбит и упал. Останки летчицы обнаружили лишь в 1969 году у хутора Кожевня, но тогда ее личность определить не смогли. Белую Лилию похоронили в братской могиле как "неизвестную летчицу". Только в 1970-е поисковики из города Красный Луч узнали, что погибшая — это действительно Лидия Литвяк. 5 мая 1990 года ей присвоили звание Героя Советского Союза и звание старшего лейтенанта. В одном из приказов о награждении девушки, автор документа написал: "Для нее нет невыполнимых задач".

В память о ней в 2018 году в Москве установили мемориальную доску на доме 14/19 по Новослободской улице; до войны Белая Лилия Сталинграда жила там.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

Валентина Гризодубова совершила свой первый полет в 2,5 года – на аэроплане отца. К родителю девочка была привязана ремнями. И хотя в юности она училась в технологическом институте в Харькове, а параллельно с ним – в консерватории, в 19 лет она оставила институт, поступив в первую Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа.

Девушка облетела практически всю страну на разных самолетах. А в 1937 году на легкомоторных самолетах установила пять мировых рекордов. Она так же, как и Марина Раскова, а вместе с ними — и Полина Осипенко совершила беспересадочный перелет из российской столицы на Дальний Восток: летели они 26 часов 29 минут, миновали 6450 километров.

В годы войны Гризодубова возглавляла Управление международных воздушных линий СССР, выполняла со своими летчиками особо сложные задания в тылу врага. В 1942-м ей поручили укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. Валентина вылетала на боевые задания и сама, бомбив врага, помогая партизанам. Долететь до них было особенно сложно — чтобы сделать это, нужно было уметь очень и очень много. Добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых и детей, связных, а затем взлететь и вернуться на Большую землю.

Величественный памятник летчице стоит в Москве по адресу: Кутузовский проспект, 34с12.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

Один из самых красивых и пронзительных монументов возведен в честь летчицы Ольги Санфировой в Самаре, где она и родилась. Стоит он на улице Аэродромная. Во время ВОВ она воевала над Кубанью и над Таманским полуостровом. Летчица совершила 630 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и укреплений врага, сбросила на фашистов 77 тонн авиабомб.

В декабре 1944 года ее самолет, возвращаясь с боевого задания по уничтожению позиций противника в Польше, попал под сильный зенитный обстрел. Ее "По-2" загорелся, когда один из снарядов попал в бензобак. Санфирова пыталась долететь до своих, но огонь, когда самолет был уже за линией фронта, охватил уже и фюзеляж.

Истории женщин-летчиц времен ВОВ, памятники которым стоит увидеть

Летчица прыгнула, приземлившись на нейтральной полосе, услышала русские голоса, пошла на них, но попала на противопехотную мину и погибла. 23 февраля 1945 г. гвардии капитану О.А. Санфировой посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх