На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Кристина Геврек
    в Москве точно такой же беспредел! такое ощущение, что всех дворников на войну отправили.Опасный гололед в...
  • Виталий Сорокин
    Молодец Рамзан! Скоро свои же сдадут! Считайте в уме,хохлонацики!!!Кадыров пообещал ...
  • Андрей
    Да, было, помогали с газом, когда замерзали...но, "не делай добра - не получишь зла"«Родные наши!»: ж...

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

То, что Алексей Навальный давно уже не человек, а проект, стали говорить последние пять лет, и чем больше в России узнают подробности его становления как активиста, тем меньше в этом сомнений. Особенно интересно, когда подробности создания "проекта" раскрывают те, кто давно знает Навального, как, например, доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов, бывший заместителем губернатора Кировской области Никиты Белых.

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

В беседе с Владимиром Соловьевым на канале "Соловьев.LIVE" он поделился многим из своего опыта тех лет. Карнаухов курировал вопросы борьбы с коррупцией при губернаторе в то время, когда туда перебрался Алексей Навальный и Мария Гайдар, именно на его глазах разворачивалась нашумевшая история расхищения "Кировлеса", в результате расследования которой Навальный получил условный срок, а губернатор Никита Белых — реальный. Эта история громкая и широко известная, но в беседе с Соловьевым гость раскрыл немало ранее неизвестного о Навальном, в том числе, рассказал о его знакомстве с некоторыми гражданами США, благодаря которым он потом попадет учиться в Йельский университет и станет тем, кем его и знают.

Гость эфира вспомнил американских политтехнологов, с которыми Алексей Навальный познакомился через Марию Гайдар в период работы в Кировской области вместе с губернатором Никитой Белых. В частности, гражданин США, представитель Международного республиканского института Стивен Никс в 2009 году присутствовал в Кирове — тогда в область готовили официальный визит Хиллари Клинтон. Как вспоминает Карнаухов, он буквально не вылезал тогда из Кирова.

Никс помогал разворачивать в области программу поддержки демократических инициатив — деньги шли напрямую от американцев, а собирала встречи, приглашая на них местных депутатов, Гайдар. Позже именно Никс помог Навальному выйти на тех, кто набирал кандидатов на учебу в Йеле.

Сергей Карнаухов заметил, что в США политтехнологи — тогда Навальным занимались еще крепкие профессионалы, лепили из него фигуру по образцу известнейшего в США правозащитника Ральфа Нейдера.

Кураторы ориентировались на его данные, манеру вести себя на публике, образование и сферу интересов, однако вскоре проект "Навальный" перестал интересовать лучших специалистов, и переходил из рук в руки, в надежде, что хоть что-то получится. Попытка вылепить из Навального второго Нейдера для России оказалась проигрышными делом. Но если присмотреться и сравнить путь двух человек, а точнее — персонажей, сходство становится очевидным.

Борцы за гражданские права

Ральф Нейдер — американец ливийского происхождения, выпускник Принстона, юрист, сделал себе имя на борьбе с корпорациями за интересы потребителей. В 1966 году он написал книгу "Опасен на любой скорости" о популярном тогда автомобиле "Corvair" компании "Дженерал Моторс", поставив под сомнение его безопасность, и доказав, что компания косвенно виновна в гибели 40 тысяч американцев на дорогах, так как предпочитает создавать привлекательные, а не безопасные машины.

Производитель попытался судиться, обвинив Нейдера в клевете. Нейдер выдвинул встречный иск о вторжении в частную жизнь, доказав, что "Дженерал Моторс" через нанятых детективов незаконно следила за ним и прослушивала его разговоры. Корпорация проиграла, и была вынуждена заплатить юристу более 430 тысяч долларов, которые тот пустил на развитие своего движения в защиту прав потребителей.

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

Имя Нейдера прогремело, "Corvair" сняли с производства, а Конгресс США принял ряд законов, регулирующих производство автомобилей — в частности, именно благодаря ему все американские машины стали оснащать ремнями безопасности, которые обязали тестировать на надежность. Чуть позже правозащитника стали обвинять в лоббировании интересов одних компаний в ущерб другим, но тогда все американцы, водившие машину, готовы были носить его на руках.

Алексей Навальный точно так же начал карьеру публичного правозащитника с расследований против крупных корпораций — тогда под прицел попали "Газпром" и "Транснефть", только темой выбрал (или за него выбрали) коррупцию. В отличие от книги Нейдера, каких-либо серьезных изменений в законодательстве они не повлекли, но привлекли к нему очень много внимания и заставили верить в возможность что-то исправить. Потом в работе Навального стало меньше расследований и, собственно, работы юриста, а больше политики и накачки лозунгами, но тогда, в начале 2010-х годов, это воспринималось совсем иначе.

Популисты

Ральф Нейдер блестяще умел себя рекламировать. После того, как в США вышел закон о ремнях безопасности, он запустил кампанию с лозунгом "Около 200 тысяч человек остались живы только потому, что по искам Нейдера были своевременно устранены дефекты в автомобилях!".

Американцы проводят много времени за рулем, безопасность машин для них важна. Юрист написал книгу и поднял важнейшую тему, но закон-то принимал Конгресс, за исполнением следили и следят контролирующие органы, однако ничто не помешало правозащитнику аккуратно приписать все заслуги по спасению жизни граждан США себе.

Навальный также умеет себя рекламировать, причем действует по схеме старшего американского "коллеги". Если государство делает что-то, ранее упомянутое Навальным, во всех соцсетях и ресурсах его структур немедленно появляются радостные новости, как тот опять "победил" и добился, а без него бы ничего не сработало!

Пример недавнего прошлого — выплаты семьям на детей до 16 лет, которые правительство РФ анонсировало в связи с пандемией коронавируса.

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

Как только о решении выдать единовременную помощь семьям с двумя и более детьми по 10 тысяч рублей на каждого ребенка заговорила власть, Навальный и дружественные ему СМИ — например, открыто симпатизирующая оппозиции в России немецкая DW, тут же закричали, что ранее сам Навальный предлагал сделать такое в программе "5 шагов". Ход эффектный, но затасканный и очевидно популистский.

"Мы здесь власть!"

Довольно забавно, что и Нейдер, и Навальный участвовали в выборах президентов своих стран, и кампанию вели почти одинаково театрально и слегка истерично. Нейдер называл демократов "убийцами", Навальный партию власти — "жуликами и ворами".

Нейдер пробовал стать хозяином Белого дома четыре раза — в 1996, в 2000, в 2004 и в 2008 годах. Он легко собирал подписи в 35 штатах, идя от "Партии Зеленых". Демократы считали его врагом, подставным республиканцем и так далее, так как он отнимал голоса именно их кандидатов — в 1996 году он забрал 2,9%, а в 2000 году 2,7% голосов в ключевых для демократов штатах, лишив необходимых голосов Альберта Гора. В 2004 повторил успех, не дав выиграть Джорджу Керри.

В 2008 году он шел как независимый кандидат, так как рассорился с "Партией Зеленых", от которой шел все предыдущие разы, назвав ее условия "кабалой". Республиканцев же он охарактеризовал как сборище невежественных людей, презирающих рабочих. Возможно, это предопределило рекордно низкий для него результат: Нейдера впервые за всю историю выдвижений поддержало всего 0,5% выборщиков.

Сейчас основанная Ральфом Нейдером в 1971 году негосударственная ассоциация Public Citizen насчитывает 140 тысяч сторонников — множество привлеченных его идеями молодых людей — "рейдеров Нейдера", как они себя назвали, вели и ведут расследования и в области прав потребителей, и в сфере коррупции. Нейдера называют "самым строгим потребителем США". И тому, что основанное почти полвека назад движение все еще имеет вес, Нейдер немало обязан своей политической активности кандидата в президенты.

Как все помнят, в 2018 году Навального не зарегистрировали для участия в выборах президента РФ, как человека с непогашенной судимостью. Он заранее знал, что в избирательный лист не попадет, однако написал целую "программу", и проехал с "гастролями" по России, сотрясая воздух лозунгами "Мы здесь власть!".

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

Технология и риторика схожая: мы идем своим путем, мы опираемся на желание бороться против всего плохого за интересы граждан, мы слышим каждого. Но до успеха прототипа Навальному бесконечно далеко.

Здесь кроется принципиальная разница. Нейдер до начала нового века продолжал юридическую практику и выигрывал громкие дела (как и через кого он находил клиентов — отдельный вопрос, но пользоваться дружескими и партнерскими связями в Америке точно не преступление), писал книги, удачно инвестировал доход в акции тех самых корпораций, что нещадно критиковал, и сколотил состояние, которое и тратил на политическую работу. Он лукавит насчет якобы скромного образа жизни, но это простительно. А если бы его поймали на манипуляциях чужими деньгами, это бы похоронило его карьеру и статус морального авторитета. Относительная честность в финансах и способность самостоятельно заработать важны для рядовых американцев.

Навальный же до сих пор не может (или не хочет) внятно объяснить, на что безработный блогер и общественник без практики живет как представитель верхушки среднего класса (дорогая квартира в Москве, отпуска за границей, учеба в Стэнфорде для старшей дочери Дарьи), а также рассказать, куда потратил значительную часть пожертвований на свою "избирательную кампанию" 2018 года. К нестыковкам по финансам Фонда борьбы с коррупцией (признан иноагентом) также много вопросов. Но штабы открываются во всех крупных городах, ведут работу по расследованию дел местных чиновников и крупных бизнесменов, пусть и без таких громких успехов, как у Нейдера.

Как Навальный не стал русским Ральфом Нейдером

Но оба юриста (один настоящий, второй, в лучшем случае, человек с дипломом юрфака), — харизматики, резкие и авторитарные в ближнем кругу. О нежелании уже очень пожилого Ральфа Нейдера уступать хоть кому-то первую роль в своем движении ходят легенды. А то, как еще молодой Навальный "сжирает" союзников, в которых видит конкурентов за место "главного оппозиционера и молодежного лидера", можно наблюдать.

Сходство немалое, и вполне понятно, почему на него указал хорошо знающий Навального Сергей Карнаухов. В США правильно выбрали сценарий развития Навального как персонажа российской политики, взяв за образец Ральфа Нейдера, но в основе просчитались. Американский активист и правозащитник — плоть от плоти общества США, тогда как Навальный для России чужд — он получился слишком "американским" даже во внешних проявлениях, и проявил себя непоследовательным.

Несостоявшийся проамериканский президент Венесуэлы Хуан Гуайдо, проходивший схожую с Навальным подготовку, тоже оказался чужим для ментальности Латинской Америки и Венесуэлы. Судя по тому, что Навального стали ощутимо меньше поддерживать элиты США, вероятно, он тоже разочаровал своих кураторов и учителей. В будущем они учтут эти ошибки при подготовке своих новых проектов для политической работы в других странах, и выберут более творческих, интеллектуально одаренных и гибких исполнителей назначенной роли.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх