Киев угрожает переквалифицировать национальную газотранспортную систему (ГТС) с транзита на внутреннее потребление, если будет запущен «Северный поток — 2». Политолог Ростислав Ищенко в эфире YouTube-канала «Украина.ру» рассказал, чем обернется это решение для Украины.
Россия не собирается прекращать транзит через Украину до 2024 года, напомнил Ищенко. По его словам, в рамках действующего соглашения между Москвой и Киевом, действует схема «качай или плати». Она подразумевает, что платить за транзитные мощности придется в любом случае, даже если фактически газ подаваться не будет.
Основные опасения Киева направлены на период после 2024 года, когда Москва будет вправе не заключать новое соглашение. Сейчас, продолжил Ищенко, эксперты расходятся в оценках сроков запуска «Северного потока — 2». По мнению специалиста, это зависит от множества лоббистских групп, часть из которых выступает за проект, а часть — против. Впрочем, это не так сильно влияет на Украину.
«Даже если «СП-2» заработает, это не означает, что он отберет все украинские объемы. «СП-1» до сих пор включен на 50%. Один раз мы добились того, что он работал на 100%, но потом опять вернулись к 50%. Понятно, что, если Европе понадобится, опять будет 100%. Но мы не знаем, произойдет ли это и когда. Поэтому не факт, что и «Северный поток — 2» заработает на полную мощность», — пояснил специалист.
Общая мощность российских газопроводов, которые способны доставлять голубое топливо в Европу, Ищенко оценивает в 55–60 млрд кубов в год, при учете 50% загруженности «СП-2». Он полагает, что это большой объем, но оставляет Киеву надежду на перезаключение контракта после 2024 года.
Главная ошибка Украины — угроза переориентировать ГТС на внутреннее потребление. Это просто невозможно, и будет очень дорого стоить Киеву.
«Надо, чтобы через ГТС шел какой-то газ. Только технологического газа должно быть от пяти до десяти млрд кубов. Это довольно большие объемы. Сейчас давление в трубе поддерживает транзитный газ. Если он перестанет идти, придется закупать недостающие объемы, а это не так дешево. Для России или Германии это — копейки, а для Украины — всю жизнь надо работать», — объяснил эксперт.
Если Украина решится на этот шаг, ей попросту не понадобится столь обширная ГТС. Придется частично ее ликвидировать. Вероятность столь опрометчивого шага оценить трудно, признает Ищенко, однако, не исключает он, это вполне реально, исходя из уровня политики киевских властей.
«Если бы был 1994 год, я бы сказал, что это блеф, они так не поступят. Но с тех пор резко снизился уровень квалификации кадров, которые управляют Украиной. Выяснилось, что более или менее квалифицированные кадры умудрялись принимать бредовые решения. Не исключаю, что сейчас они могут попытаться реализовать все свои угрозы», — считает эксперт.
Свежие комментарии